с 10.00 до 19.00
Москва, ул. Маросейка, 10/1, строение 3 Станция метро «Китай город»

Допустимый предел самообороны

Опубликовано: 7 февраля 2022

Это такой казус, флюктуация российского законодательства. То есть в принципе, если на вас напали неожиданно, то вы можете защищаться так, как пожелаете. При этом потом при рассмотрении вашего дела в суде — а оно обязательно будет рассмотрено, если вам удалось причинить вред нападавшему, — вас тоже могут осудить, на сколько пожелают прокурор и судья.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но как же? Я же защищался/защищалась

А вот так. Большинство ныне сидящих, например, в женской колонии попали туда за то, что убили насильников и убийц, которые годами методически над ними издевались. Давайте вспомним несколько самых громких случаев.

2013 год. Студентка Плехановского института Александра Лоткова

Прекрасный друг, хрупкая, но решительная Александра. Когда на станции метро «Цветной бульвар» на ее друзей напали трое пьяных приезжих отморозков, она воспользовалась травматическим оружием, которым владела на полностью легальных основаниях, и выстрелила в двух нападавших из трех. Одному попала в легкое, второму нанесла незначительный ущерб. Сделала она это, отчаявшись получить помощь от правоохранительных органов. После того, как ее друзьям были нанесены ножевые ранения. После того как сначала полицейские не торопились на место, а потом прибывший представитель органов НИКАК НЕ ВМЕШАЛСЯ в происходящее. Его потом просто уволили и забыли.

На суде особенной активностью отличалась пара — прокурор-судья. Было ощущение, что они руководствуются какими-то странными морально-этическими нормами. Не смей защищать друзей. Не смей защищаться. Нет у тебя никакого права на самооборону!

Александре дали 3 года. И все это несмотря на общественный резонанс, несмотря на то, что очевидным было мерзкое преступление обалдевших от столичной свободы приезжих, пьяных в дымину. Наше правосудие доказало: плинтус не так низок, можно еще постучаться с обратной стороны.

Дело сестер Хачатурян

Годы ушли на то, чтобы доказать, что непрерывное насилие, фактические зверские издевательства над детьми — это повод получить чем-нибудь тяжелым по голове от этих детей. Так что опять-таки тысячу раз подумайте, стоит ли сопротивляться. Уголовное дело могут завести непосредственно против вас, потому что машина зашевелилась, а насильник мертв. Но кого-то же надо наказать? Особенно если речь идет о юных женщинах, которые, как известно, у нас сами во всем и виноваты. Ну сами посудите: как быстро на днях арестовали двух дебилов, которые изнасиловали друга, потому что им было нечего делать? А как быстро у нас бегут арестовывать насильников над женщинами? Ну так понятное дело, женщины же для того и созданы, чтобы быть виноватыми во всем.

Страшная история Дарьи Агений

Дарья шла по улице Туапсе поздно ночью — привезла детей в лагерь, сдала их вожатым и пыталась устроиться где-то переночевать. (Сама, видимо, уже виновата.) Пьяный урод напал, стал преследовать, на увещевания не реагировал, прижал к стене, скрутил. Девушка стала отбиваться ножиком для очинки карандашей. СПИНОЙ, не видя, куда бьет. Отстал. И… Стал потерпевшим по делу о нанесении тяжких телесных повреждений.

Статья 111 УК РФ, 9 лет — это то, что поначалу предъявили девушке.

Почему речь о женщинах

Наверное, потому что всегда имеет место быть человеческий фактор. И когда у нас говорят о состоянии аффекта (ст. 107, 113 УК РФ), чаще подразумевают мужчин. Считается, что их гормональная и нервная системы больше страдает от насилия и унижений, а женщинам оно как-то самой природой предназначено и привычно — страдать. И именно поэтому иллюстративны случаи с женской самообороной или с защитой друзей, как в случае с Цветковой.

Неутешительный вывод

На месте закона о самообороне по факту в системе наблюдается страшная брешь. Если вам довелось защищать себя, своих детей, других детей, друзей, вам придется доказывать, что на вас напали. Потому что доказать, что это вы напали на нападавшего, проще простого. Приходите, не тяните, не думайте, что есть в мире справедливость. Пока нет.

Dura lex sed lex — закон суров, но это закон, и лучше, если на вашей стороне будет знающий адвокат. Справедливости иногда лучше помочь восторжествовать.

Записаться на консультацию

Мы свяжемся с Вами в течение 1 минуты в рабочее время