с 10.00 до 19.00
Москва, ул. Маросейка, 10/1, строение 3 Станция метро «Китай город»

Анатомия соблазна

Путь человечества от дикости к вершинам духа пролегал через тернии борьбы со страхами и соблазнами. Однако с тех пор, как маркетинг и реклама научились извлекать дополнительные прибыли как из первого, так и из второго, все изменилось.Путь человечества от дикости к вершинам духа пролегал через тернии борьбы со страхами и соблазнами. Однако с тех пор, как маркетинг и реклама научились извлекать дополнительные прибыли как из первого, так и из второго, все изменилось. Общество потребления подкармливает любые страхи, и всеми силами поощряет падение в любой соблазн. Про страхи как-нибудь в другой раз, а с соблазном случилась странная штука — его стало невозможно отличить от желания или потребности. Замотанный комплексами, перекормленный информацией современник интуитивно чувствует в этом подвох, но разбираться некогда — вокруг столько соблазнов! О цене соблазна, о счастье и пустоте рассуждает в новой колонке наш постоянный автор, известный российский адвокат и общественный деятель. Александр Карабанов.
Человек — существо не идеальное. Соблазн в чем-то похож на боль, может разрушить, а может закалить и сделать сильней. В душе человека заложена базовая программа, и это схоже со спиралью ДНК в клетках тела, часть этой программы движет человека к созиданию, к совершенству, в пределе — к Богу, а другая часть имеет «бракованный» ген, который ведет к деградации, разрушению и духовной смерти, и его условно можно назвать соблазном. Человек вправе выбрать, какой именно программой он будет руководствоваться в своей жизни при принятии решений, осознавая, что «бракованный» ген всегда будет напоминать о себе.
У человека нет ни одной предопределенной мысли, слова или жеста, он каждую секунду делает выбор и либо выстраивает свои решения основываясь на своих соблазнах, со всеми вытекающими последствиями, либо он преодолевает себя и становится лучше, чем он был, хотя бы на эту секунду, когда он делает выбор. В этом и заключается огромная духовная работа над с собой — работа преодоления своей темной стороны. Мне как практикующему адвокату, постоянно приходится сталкиваться с делами, где люди попадают в разные затруднительные ситуации только из-за того, что не могли справиться с сиюминутным соблазном, затащившим его в болото проблем. Это и супруг решивший развлечься на стороне, и в результате потерявший семью, и получивший судебные тяжбы по разделу имущества.
Это и жадность партнеров, которые начинают делить свой бизнес, не желая идти на уступки друг другу, и как результат — увязают в судебных спорах. Это и желание ярких эмоций — сесть за руль автомобиля под воздействием алкоголя или наркотиков, а в итоге — ДТП. Все это проявления слабости перед сиюминутным соблазном — «повреждённым» духовным геном, который толкает нас на пусть саморазрушения. Периодически я сталкиваюсь с рассуждением, что соблазн может быть непреодолим, что некоторые люди просто обречены на деградацию и самоуничтожение без права выздоровления. То есть буквально на уровне ДНК заложено, что один человек может справиться с чем-то, а другой — нет.
По этому поводу я всегда вспоминаю одну притчу, которая мне очень нравится. В одном монастыре жил монах, и у него был соблазн, который он не мог одолеть — пристрастие к алкоголю. Он постоянно обещал своему духовному отцу, что больше не будет пить, но постоянно нарушал свое слово, каялся, плакал, опять обещал… Все монахи его осуждали, за то, что он не мог из этого выбраться и одолеть соблазн. Когда монах умер, настоятель монастыря распорядился хоронить усопшего брата со всеми почестями, с какими следовало хоронить разве что святого или подвижника. Монахи принялись роптать, потому что ни святости, ни духовных подвигов, в жизни усопшего не наблюдали.
И тогда настоятель сказал им: «Вы не хотите увидеть, какой путь он прошел. Да, ему не удалось превозмочь свою слабость, но он стал много лучше, и раскаяние и скорбь его были неподдельны. Человек слаб и несовершенен, и сегодня мы чтим не победу над соблазном, но неустанный духовный труд, который тем труднее, чем менее видимого успеха он принес». Мне это очень близко — ценить само духовное усилие, работу над собой, даже если результат её — это лишь относительная разница между тем, каким человек был в начале пути и в конце. Каждый человек, который решил работать со своими соблазнами вначале должен сделать диагностику своей «духовной ДНК» и определить в чем именно его персональная ахиллесова пята.
Любые предложения дьявола всегда соблазнительны, потому что обещают быстрое и яркое удовольствие или кайф. Все предложения от Бога предполагают работу, труд, душевное усилие и отсроченное вознаграждение за это усилие.
В своё время, я определил что мой основной жизненный соблазн — это красивые женщины. Я влюбчивый, легко увлекаюсь. И до своей женитьбы я находил в этом исключительно положительные моменты. Состояние влюблённости и страсти меня мотивирует, дает много энергии, азарта, адреналина. Все получается легко, постоянно приподнятое настроение. При этом я осознаю, что именно к любви это не имеет никакого отношения. К тому же у нас в обществе не осуждается такая мужская любвеобильность, множество коротких романов в жизни мужчины скорее вызывает одобрение и легкую зависть.
Но после того, как я женился, а несколько лет назад обвенчался, эти проявления мне стали мешать жить, развиваться и стали вероятной угрозой для моих семейных отношений, которые стали основной ценностью моей жизни. При том, что я стал четко осознавать, что любое увлечение или влюбленность может разрушить, то чего я должен хранить больше всего, соблазны не стали меня атаковать меньше. Но я научился с ними работать. Одновременно с этим, я чётко осознал, что мозг может оправдать любой наш поступок и в борьбе с соблазнами он не становится союзником. Он легко производит разные конструкции, что мужчин на биологическом уровне тянет к женщинам, — мы так устроены, и с этим бессмысленно спорить. И на этом уровне нет никаких причин противиться этому влечению. Все это поведение является инстинктивным, а значит его посто надо принять и жить дальше. И все было бы просто, если бы у человека не было таких опций, как «душа», которая как внутренний маяк определяет путь движения к Богу. И этом путь душа выстраивает именно через решения «задачек» соблазна и искушений, а в конце жизни свершить маршрут прибытия, сдав определенный экзамен и перейти в «другой» класс.
В православии это новый класс навязывается — Рай, в буддизме — чистое пространство. В этом контексте, дьявол — это такой «сосед по парте», двоечник и хулиган, который на духовном плане делает все, чтобы не дать душе сдать этот экзамен. Он отвлекает, ставит в тетрадке кляксы… А на физическом уровне — подсовывает людям соблазны — каждому свой: кому денег, которые разрушают человека, кому алкоголь или наркотики, кому уныние или праздность. И если рассматривать соблазны, как нечто, что мешает нам духовно развиваться, то мы понимаем, что жизненно необходимо избавиться от этого балласта, который тянет нас ко дну. Важно понимать, что соблазн и здесь я бы приравнял его к понятию «грех» не возникает в одну секунду, всегда есть несколько стадий и этапов, несколько шагов к совершению греха. И чем раньше ты осознаешь, что твои действия направлены на духовное падение, тем проще остановиться. Скажем, алкогольное опьянение не возникает само, человек должен пойти в магазин, купить бутылку, и так далее. Это кажется очень простым и банальным со стороны, но находясь внутри этого процесса, не всегда получается с самого начала понять, что ты впадаешь в трясину соблазна. Если есть некий опыт духовной диагностики, то начинаешь видеть задатки соблазна в начальных стадиях.
Не так давно меня пригласили в жюри конкурса и я первоначально не увидев в этом никакого подвоха, согласился. В самой идее конкурса нет ничего плохого, равно как и в том, чтобы посмотреть шоу с красивыми девушками. Там я выделил своим вниманием двух участниц, которые были не только прекрасны внешне, но и интересны, как личности. Мне захотелось встретиться с ними за кофе, предложить им участие в некоторых своих проектах. При том, что я зная про свою «ахиллесову пяту» и стараясь осознавать и анализировать каждый свой поступок, я с улыбкой предположил, что в этой истории началась игра дьявола на военном поле моих соблазнов, и решил понаблюдать как бы со стороны на развитие этой шахматной партии. После того, как я определил для себя даты встречи с этими барышнями, мне позвонил мой научный руководитель Игумен Пронского монастыря о.Лука и в несвойственной ему манере сообщает: «Мы едем на Афон, ты едешь с нами». То есть он не пригласил, не спросил хочу ли я поехать, он сказал мне об этом, как о решенном деле. И поездка приходилась, как раз на дату запланированную для встречи с красотками. Это один из явных примеров того, что человек находится в постоянном контакте с духовным миром и что есть «силы», которые толкают нас в бездну соблазна и есть те, которые протягиваются нам руку спасения. Естественно, я поехал на Афон, с полным осознанием и ощущением, что в жизни человека нет ни одного нейтрального шага — каждый маленький шажок ведёт либо к спасению и Богу, либо к соблазну и дьяволу. Определённо, что Бог и дьявол говорят с нами через других людей. Но только сам человек выбирает, к кому прислушиваться и за чем идти. Любые предложения дьявола всегда соблазнительны, потому что обещают быстрое и яркое удовольствие или кайф. Все предложения от Бога предполагают работу, труд, душевное усилие и отсроченное вознаграждение за это усилие. Быстрые удовольствия от соблазна оставляет после себя пустоту и ненасытную тьму в душе, а работа над собой приносит состояние гармонии, счастья, радости, её плоды наполняют душу и остаются с человеком навсегда.
Источник: theworldmag.com

Записаться на консультацию

Мы свяжемся с Вами в течение 1 минуты в рабочее время