Пн-Пт: с 10.00 до 19.00,
Москва, ул. Маросейка, 10/1, строение 3
Станция метро «Китай город»
+7 (495) 627 69 96

Дело о гибели главы Total в авиакатастрофе во Внукове: год спустя

опубликовано: 20-10-2015

Бизнес-джет главы нефтяной корпорации разбился в ночь на 21 октября 2014 года. Срок следствия по делу был продлен до 24 октября 2015 года
В ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту Внуково в катастрофе бизнес-джета Dassault Falcon 50EX погибли глава французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа – граждане Франции Янн Пикан, Максим Расья и Руслана Вервель. При взлете самолет зацепил крылом выехавшую на ВПП снегоуборочную машину, перевернулся, разрушился и сгорел.
Уголовное дело
По факту крушения было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В рамках уголовного дела 24 октября были арестованы инженер аэродромной службы Внукова Владимир Леденев, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и диспетчер Александр Круглов. Еще двое обвиняемых – руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и диспетчер-стажер аэропорта Светлана Кривсун – были заключены под домашний арест. 24 ноября 2014 года Мосгорсуд признал законным арест диспетчера аэропорта Внуково Александра Круглова, отклонив просьбу изменить ему меру пресечения на залог в 4 млн руб. или домашний арест.
Как произошла катастрофа
По данным расследовавшей ЧП летной комиссии, которые попали в распоряжение газеты “Коммерсантъ”, водитель снегоуборщика Мартыненко был нетрезв.
Также в состоянии алкогольного опьянения находился начальник смены Леденев, который должен был следить за снегоуборщиком. Водитель потерял ориентацию в пространстве, приняв задние огни находившейся в районе ВПП “Газели” электриков за габариты другого снегоуборщика, за которым машина Мартыненко должна была следовать согласно плану работ. Выехав на место пересечения ВПП и заподозрив свою ошибку, водитель остановился, сдал назад и сделал попытку развернуться.
Начальник смены Леденев не пытался найти “потерявшийся” снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру. Диспетчер-стажер Кривсун дала пилотам Falcon разрешение на взлет, осмотрев ВПП с вышки и проверив ее по индикатору обзора летного поля. Согласно отчету, препятствие (снегоуборщик) появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер не могла, так как они происходили в слепой для нее зоне. Экипаж взлетавшего бизнес-джета заметил пересекавшую полосу машину, но уже не мог прекратить движение.
Новые подозреваемые
26 марта 2015 года Главное следственное управление СК РФ завершило предварительное расследование в отношении шести обвиняемых по уголовному делу о катастрофе. Представитель СК РФ Владимир Маркин также сообщил, что проводится следствие в отношении сменного директора аэропорта Внуково Сергея Косика, директора филиала московского центра автоматизированного управления воздушным движением Владимира Ужакова и его заместителя Александра Повалия. Все трое, как и другие шесть фигурантов, подозревались в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ. О том, применена ли к Сергею Косику, Владимиру Ужакову и Александру Повалию какая-либо мера пресечения, не сообщалось.
Водитель снегоуборщика признал вину
10 августа 2015 года адвокат Александр Карабанов сообщил ТАСС, что его подопечный Владимир Мартыненко признает свою вину и просит о рассмотрении дела в особом порядке (такой порядок предусматривает слушания в суде без исследования доказательств, а наказание признавшему свою вину обвиняемому не может превышать двух третей от максимального срока лишения свободы, предусмотренного за совершенное преступление). Для заключения такого соглашения необходимо согласие на это всех фигурантов дела и прокурора.
Освобождение из-под стражи
21 сентября 2015 года Александр Карабанов объявил журналистам, что его подзащитный освобожден из-под стражи. Согласно заявлению адвоката, прокуратура приняла сторону защиты, которая настаивала, что в отношении Владимира Мартыненко была применена слишком строгая мера пресечения.
22 сентября 2015 года адвокат Николай Семенов, представляющий интересы диспетчера Александра Круглова, сообщил корреспонденту ТАСС, что в связи с предельным сроком содержания под стражей были освобождены остальные обвиняемые – Владимир Леденев, Александр Круглов, Светлана Кривсун и Роман Дунаев. По словам адвоката, ранее прокуратура не стала утверждать обвинительное заключение по делу, вернув материалы на дополнительное расследование. 28 сентября адвокат Александр Карабанов сообщил журналистам, что срок следствия по делу продлен до 24 октября 2015 года, а всем фигурантам в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде.
2 октября 2015 года адвокат Александр Карабанов в беседе с корреспонлентом ТАСС высказал мнение, что следствие по делу о катастрофе может продлиться до конца 2015 года. За это время защита надеется заключить досудебное соглашение со следствием, чтобы дело водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко выделили в отдельное производство и рассмотрели в особом порядке.
Окончательный отчет
19 октября 2015 года Межгосударственный авиационный комитет сообщил, что в ближайшее время согласование окончательного отчета по катастрофе во Внукове будет завершено.
Как уточнили в МАК, на данный момент завершены работы всех подкомиссий и рабочих групп, получен и проанализирован необходимый объем информации о происшествии. Так, комиссия по расследованию практически завершила весь комплекс работ, необходимый для установления причин, обстоятельств, факторов катастрофы и разработки мероприятий по предотвращению подобных происшествий в будущем.
Работа комиссии проводилась во взаимодействии с уполномоченным представителем Бюро по расследованию авиационных происшествий Франции.
Источник: tass.ru