с 10.00 до 19.00
Москва, ул. Маросейка, 10/1, строение 3 Станция метро «Китай город»

«Развели на 14 миллионов»: как избежать манипуляций со стороны риэлторов

65-летний житель Москвы Николай Иванов решил продать свою трехкомнатную квартиру, расположенную рядом с метром «Отрадное», а также взял кредиты на общую сумму три миллиона рублей. Об этом рассказала его жена, пенсионерка Валентина Курилина.

Мошенники
Изображение от jcomp на Freepik

«Откровенно говоря, квартиру мне не жалко: она никогда не была моей, — признается Валентина Михайловна. — Но вот как отвечать по кредитам?»

Муж переехал в «трешку», которая находилась на четвертом этаже дома по адресу улица Декабристов, 26, несколько лет назад, чтобы ухаживать за больной матерью. В 2012-м году она переписала квартиру на него. Спустя два года, в возрасте 89 лет, она скончалась.

«Коля сказал мне, что хочет немного пожить один и привести это жилье в порядок. И вот результат», — отчаянно говорит женщина.

Мы заходим на популярный интернет-ресурс для объявлений и находим следующий текст: «Продается квартира с хорошей планировкой, в обжитом районе. 62 квадратных метра. Один взрослый собственник, прописанных нет. Цена — 15 699 999 рублей».

«А продал Николай ее всего за 11 миллионов! И самое жуткое, до него не доходит, что он натворил! На все мои вопросы он твердит: «Что тут поделать?» — продолжает Валентина. — Мне кажется, он до сих пор верит, что деньги к нему вернутся».

«Белов из ФСБ» и «нечестные риэлторы»

В ноябре, проживая в доме на улице Декабристов уже два года, мужчина куда-то исчез, а при попытке связаться с ним отвечал в непривычной для него манере, говоря одно и то же: «У меня все идет по плану!».

«Я знаю его хорошо, и это поведение меня напугало», — говорит Валентина.

Теперь женщина рассказала, что произошло на самом деле. 4 ноября Николаю позвонил некий Белов В.В., представившийся словно он «из ФСБ».

«Ведется операция, ваши счета арестованы, — сообщает он. — Но вы можете помочь следствию и поймать мошенников, покусившихся на ваше наследство». Мужчина поверил в его слова. И после этого его поведение, как рассказала его жена, стало непонятным.

«Каждый день «Белов» присылал мне фотографии предполагаемых преступников в мессенджер. И пугал: «Если вы кому-то расскажете, что мы общаемся, мы будем вынуждены вас арестовать», — делится своей историей Николай.

Он думал, что участвует в операции по поимке преступников. Уже 6 ноября «в интересах дела» «Белов» попросил оформить два кредита по 150 тысяч рублей каждый. На следующий день он дал указание взять еще один кредит по ставке 39,2% в другом банке на сумму 700 тысяч (по условиям кредитного договора Николай должен был вернуть более 1,6 миллиона). Все деньги он перевел на «защищенные счета».

Будто были зачарованы

Валентину тревожило странное поведение мужа. «Примерно через полторы недели Белов объявил: «Чтобы спасти вашу квартиру, нужно ее перепродать». Он указал, в какое агентство поехать, чтобы „все прошло законно», — вспоминает с ужасом Валентина. — Николай посетил это агентство несколько раз. Ему сказали, обратиться к Светлане [имя изменено]».

Согласно ее словам, риэлторское агентство располагалось практически на Арбате. Риэлтор на первой встрече быстро завоевала его доверие. Она даже послала Николаю копию своего паспорта, чтобы подтвердить легитимность операции. «Уже на другой день она приехала с покупателем, неким Ренатом А., ему всего 25 лет», — возмущается женщина.

21 ноября Николай выписался из своей квартиры и на следующий день подписал контракт на куплю-продажу (документы оформлялись в банке). Сразу после этого ему объяснили, как «сохранить» деньги.

«Деньги перечислили в банк. Ему сказали их снимать и по 500 тысяч каждый день отправлять на разные счета, — резюмирует Валентина Курилина. — В техническую поддержку банка или куда еще он не звонил, полностью доверившись мошенникам. А сейчас его квартира снова продается, но по цене намного выше».

Договор. Фото: aif.ru/ Из личного архивa
Договор. Фото: aif.ru/ Из личного архивa

«Вам нужно освободить квартиру»

Николай редко поддерживал связь с родными. Близкие были обеспокоены, но не могли догадаться, что на самом деле происходит. Однако 27 ноября он позвонил своей дочери Ольге с просьбой получить для него кредит на сумму 640 тысяч, чтобы оплатить налоги. «Я верну тебе все», — уверил он ее. Ольга положилась на слова отца, взяла большую сумму через мобильное приложение и отправила деньги.

Она рассказала об этом Валентине Михайловне и тогда начала подозревать неладное: «Я попыталась узнать, в чем дело. О каком налоговом сборе идет речь? Позвонила Николаю. А в ответ он пробормотал что-то невнятное».

У женщины — инвалидность третьей группы. Она слабо видит, страдает от сахарного диабета, и когда она узнала о том, что случилось с ее мужем, на нервной почве ее поразил инсульт. Оказалось, что все деньги, которые его дочь заняла для него, старик перевел на так называемые «защищённые счета».

«Когда я выясняла все, мне становилось хуже и хуже. Оказалось, что он не только продал квартиру, а перед этим занял на работе у директора миллион и тоже куда-то его отправил. Стал будто зомбированный, одурманенный… — вздрагивает Валентина Михайловна. — И после этого грянул еще один сюрприз: 5 декабря Николаю позвонила риэлтор. Тон ее разговора резко сменился: «Вы должны завтра освободить квартиру. Вам три дня сроку»».

Еще не прошло

В итоге, за один месяц Николай Анатольевич потерял 14 222 100 рублей. Сразу после этого телефонные мошенники перестали отвечать. 6 декабря Валентина Михайловна обратилась в органы следствия.

«Мне кажется, муж до сих пор не понимает, что произошло. Может, это состояние шока?» — недоумевает Валентина.

После того как он был выселен из своей квартиры, Николай начал делить кров с женой, а также дочкой и внучкой.

«Сейчас у Николая еще не прошло это «зомбирование». Он постоянно уходит будто в забытье. По два-три раза у него приходится переспрашивать разные вещи. Говорит невнятно, несвязно, — вздыхает женщина. — А так ничего, на работу ходит».

Николай Анатольевич зарабатывает деньги путем подработки старшим кладовщиком на мясоперерабатывающем предприятии. Его жена говорит, что он не пьет, не имеет вредных привычек и не понимает, как они могли так его обмануть. Вся его зарплата идет на возврат долгов.

«Он до сих пор не понимает, что случилось и надеется, что все к нему вернется. Он смотрит на меня и спрашивает: «С чего ты взяла, что я потерял деньги и квартиру? Мне же обещали все вернуть», — сказала Валентина Михайловна в замешательстве. — Мы надеемся, что правоохранительные органы не останутся в стороне после того, как мы придадим этой истории огласку. Особенная надежда на помощь главы Следственного комитета Александра Бастрыкина».

Сложно, но можно

В семье Николая Иванова образовалась трудная ситуация, в которой эффективно аргументировать практически невозможно: ведь он самостоятельно подписал все документы. Если договор соответствует требованиям Гражданского кодекса, для признания его нелегальным нужны убедительные доказательства. Кроме того, есть множество свидетелей (риэлтор и покупатель), которые подтвердят, что сделка была совершена с соблюдением всех требований. Однако защитник Николая Иванова, адвокат Александр Карабанов, отмечает, что всё ещё доступен один вариант для его клиента.

«Принимая во внимание характер мошеннической схемы, я бы сделал вывод, что у этого мужчины есть какое-то психологическое заболевание. Любой вменяемый человек должен был сразу распознать в этих людях мошенников и понять, что у него пытаются отобрать имущество. А раз он им поверил, то какой-то порок у него есть».

Карабанов говорит, что Иванову необходимо в скором времени найти аргументы, которые помогут признать сделку недействительной.

«Это можно сделать только в том случае, если он добровольно пройдет обследование у психиатра и, если врач установит, что в момент сделки он мог не понимать характер того, что делает», — отмечает Карабанов.

Вместе с представителем издания «Аргументы и Факты» Александр Карабанов позвонил «ФСБшнику Белову» — телефон оказался выключен, также не ответил на звонок риэлтор Ирина, чей номер был указан на сайте объявлений о продаже квартиры на ул. Декабристов.

«Я подам в суд на него»

В агентстве недвижимости подтвердили, что риэлтор по имени Светлана (так звали женщину, которая участвовала в сделке) действительно у них работает. И даже предоставили её контактный номер. Она заявила, что подаст в суд на Николая: «Я с документами к вам приеду, чтобы вы их посмотрели. Я вчера давала показания, ездила в полицию. Важно, чтобы за репортаж ответили [про ситуацию с Николаем вышел сюжет на федеральном телеканале]».

«Как правило, все мошенники, действующие в экономических преступлениях, очень юридически подготовлены, — комментирует Александр Карабанов. — Любое преступление они совершают в рамках действующего законодательства. То есть все признаки их деятельности носят правовой характер».

Однако, можно доказать намеренность их участия в преступлении:

«Следствие должно проверить, в том числе, и аналогичные эпизоды ее сделок. Если человек занимается этой деятельностью, то есть и иные эпизоды. Нужно их объединять. Безусловно, у женщины есть своя линия защиты и интересно посмотреть на показания, которые она будет давать», говорит Карабанов.

Как раскрыть обман

Московская недвижимость всегда привлекала преступников. Иногда случаются и совершенно удивительные истории.

«Недавно обратилась девушка. Ее родственник попал в больницу, и пока там был, к нему привели нотариуса. По какой-то причине он переписал на другого человека две своих квартиры. При этом он был серьезно болен и через неделю после сделки умер, — продолжил Карабанов. — Доказать, что он не отдавал отчет своим действиям, невозможно».

Более того, Александр Карабанов утверждает, что в Москве существует внушительный рынок банковских карт, оформленных либо на бездомных, либо на малообеспеченных людей из других регионов.

«Они открывают счета, а потом за копейки перепродают. Через эти карты совершают сомнительные действия, и узнать первоисточник невозможно», — говорит Александр Карабанов.

Источник: aif.ru

Записаться на консультацию

Мы свяжемся с Вами в течение 1 минуты в рабочее время